Алюминий может быть успешно сварен только в случае тщательной подготовки к этому процессу. После надлежащей подготовки легче избежать просчетов и ошибок, которые может совершить неосведомленный и непредусмотрительный сварщик. Поэтому это введение содержит информацию по основным металлам, сварочным процессам, типам соединений и присадочным металлам. Это введение - всего лишь общее руководство, для получения более подробной информации, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Алюминий и его сплавы могут быть разделены на три больших группы:
Алюминий может быть обнаружен в различных беспримесных марках. Самые общие торговые марки содержат 99,7-99,5 или 99,0 % алюминия. Неотверждаемые сплавы, то есть не подлежащие термической обработке, содержат малые количества Мn или Мg. AIMn-сплавы часто производят из ~ 1,0-1,2%Mn, в то время как AIMg-сплавы с содержанием до 5 % - обычное явление. Используются также AIMgMn-сплавы. Отверждаемые сплавы содержат медь, магний и кремний (Mg+Si), или цинк и магний (Zn+Mg).
Алюминий и большинство сплавов, не и поддающихся термообработке, обладают хорошей свариваемостью. Отверждаемые сплавы с медными и свинцовыми добавками могут растрескиваться при высоких температурах, и поэтому являются трудносвариваемыми. Многие литейные сплавы также поддаются сварке, если они содержат много меди или марганца.
Алюминий легко поддается сварке. Нужно продумать метод сварки алюминия, а также выбрать тип соединения и присадочный металл. Два преобладающих сварочных процесса - GMAW (MIG) и GTAW (TIG) сварка алюминия, но также используются и газовая, плазменная и сварка сопротивлением, наряду со сварочными электродами (SMAW).
Определение сварочного процесса зависит от многочисленных факторов. TIG (газовая сварка вольфрамовым электродом) наиболее подходит для тонких материалов малого сечения, когда есть потребность в хорошей
зачистке обрабатываемой поверхности, и при односторонней сварке (например, при сварке труб), а также при ремонтной сварке. TIG сварка обычно производится при переменном токе.
MIG (дуговая газовая сварка металлическим электродом) используется прежде всего для более толстых материалов, а также, когда ставка делается на высокую скорость в комбинации с бесстыковыми сварными швами. Благодаря более низкой подводимой теплоте, при MIG сварке происходит меньшее деформирование / коробление зоны сварки. Импульсная дуговая MIG сварка - также представляет собой интересную технологию.
Сварочные электроды используются главным образом для ремонтных работ. Преимущество этого процесса в том, что он прост в управлении + адаптируется в любой среде. Низкие затраты могут стать решающим
фактором при выборе SMAW.
Тип соединения зависит от толщины основных материалов, а также типа и формы обрабатываемой детали. Как правило, для более тонких материалов подготовка не требуется. Обыкновенное l-соединение рекомендуется для односторонней TIG-сварки пластин (листовой стали), толщина пластины (листовой стали) < 4 мм, 50° V-соединение -- скошенный край в 2 - 3 мм рекомендуется для двусторонней сварки пластины (листовой стали) > 4 мм толщиной. Альтернативно, возможно применение 90° двойного V-соединения.
Хорошая предварительная подготовка делает сварку более легкой, сохраняет защитный газ и присадочные металлы и влияет на качество сварного шва.
Отличительное качество алюминия - более высокая температура плавления оксида, который формируется на его поверхности. Во избежание появления дефектов поверхность соединения должна быть зачищена
нержавеющей проволочной щеткой.
Имейте в виду, что сварка алюминия вызывает большую деформацию, чем сварка стали. Поэтому необходимо основательно обдумать ход протекания сварочного процесса.
Выбор присадочного металла основывается на составе основных материалов и требованиях, предъявляемых к готовому изделию. Алюминий и неотверждаемые сплавы должны подвергаться сварке относительно присадочных металлов. Сплавы, которые могут быть подвержены закалке, должны быть сварены с использованием присадочного металла с высоким содержанием кремния или магния во избежание образования трещин при высокой температуре.
Если необходимо соответствие по цвету сварного соединения и основных материалов после анодирования, необходимо использование соответствующего присадочного металла.
Как и с основными материалами, необходимо принять меры по сохранению присадочного металла чистым, не загрязненным маслом, или консистентной смазкой и пылью. Присадочные металлы должны храниться
в сухих условиях. Необходимо принимать дополнительные меры при хранении электродов и хранить их в оригинальных герметически закрытых алюминиевых контейнерах.
|
Назначение сварки |
Примечания |
Типичные основные материалы |
Выбор присадочного металла |
|
Судостроение и суб-отрасли |
|
|
|
|
Требования: |
|
|
|
|
Несущие конструкции |
Сопротивление и усталость (металлов), коррозия, экструзия / прессование и режущая пластина |
От 6061 до 6061 |
ALMg5 |
|
Наружный слой / Обшивка |
Сопротивление и коррозия |
От 5052 до 5052 |
АЛ Мг5, АЛ Си5 (2-ой выбор) |
|
Опреснительные установки |
Коррозия и высокие температуры |
От 5454 до 5454 |
ALMg3 |
|
Рельсы |
Сопротивление и анодирование |
От 6061 до 6061 |
ALMg5 |
|
Конструкционная листовая сталь и |
Ударная вязкость и св-ва от низких температур |
От 5083 до 5083 |
АЛ Мг4,5Mn |
|
Морские литые аппаратные средства |
Сопротивление и коррозия |
От 5180 до 5180 |
ALMg5 |
|
Автомобили, обрабатывающая промышленность и суб-отрасли |
|
|
|
|
Требования: |
|
|
|
|
Теплообменники |
Герметичный спай, сопротивление коррозии |
От 3003 до 3003 |
АЛ Си12, АЛ Си5 (2-ой выбор) |
|
Механизмы |
Прочность на сдвиг, усталость (металлов) и высокая |
От 5454 до 5454 |
ALMg3 |
|
Ведущие / приводные валы |
Прочность крутящего момента / на сдвиг и усталость |
От 6061 до 6061 |
ALMg5 |
|
Бамперы и кронштейны |
Ударная вязкость, сопротивление коррозии и экструзия / прессование |
От 7005 до 7005 |
ALMg5 |
|
Панель кузова |
Предел прочности, сопротивление коррозии |
От 6009 до 6009 |
ALSi5, ALSi 12 (2-ой выбор) |
|
Части несущей конструкции |
Сопротивление и усталость |
От 6061 до 6061 |
ALSi5 |
|
Грузовики, автобусы и трейлеры |
|
|
|
|
Требования: |
|
|
|
|
Панели грузовых автофургонов |
Формообразование и сопротивление коррозии |
От 5052 до 5052 |
ALMg5 |
|
Литые кожухи блоков двигателя |
Растрескивание сварного шва |
От 356 до 356 |
ALSH2 |
|
Крышки цилиндра |
Растрескивание сварного шва |
A201.0toA201.0 |
Ал Си 12 Ал Си 12 Ал Си 12 |
|
Штампованные поршни |
Растрескивание сварного шва |
От 2218 до 2218 |
ALSi5 |
|
Назначение сварки |
Замечания |
Типичные основные |
Выбор присадочного металла |
||||
|
Грузовики, автобусы и трейлеры |
|
|
|
||||
|
Требования: |
|
|
|||||
|
Панели грузовых автофургонов |
Сопротивление, оптимальные затраты и усталость (металлов) |
От 5454 до 5454 |
АЛ Мg5, АЛ Мg3 (2-ой выбор) |
||||
|
Цистерны для хим. препаратов танкеры |
Сопротивление и стойкость к коррозии |
От 5254 до 5254 |
АЛ Мg4,5Mn |
||||
|
Сетевые электронагреватели и паропроводы |
Сопротивление и высокая температура |
От 5454 до 5454 |
ALMg3 |
||||
|
Дифферент |
Формообразование, анодирование и полировка / шлифовка |
От 5050 до 5050 |
ALMg5 |
||||
|
Поезда, железнодорожные вагоны |
|
|
|
||||
|
Требования: |
|
|
|||||
|
Панели поездов |
Сопротивление и усталость |
От 5454 до 5454 |
АЛ Мг5, АЛ Мg3 (2-ой выбор) |
||||
|
Авиакосмическая и оборонная промышленности |
|
|
|||||
|
Требования: (материала), соответствие стандартам рентгенодефектоскопии, технология броневых плит, сложное соединение конструкций |
|
||||||
|
Авиакосмические аппаратные средства |
Удельная прочность материала |
От 6061 до 6061 |
ALSi5 |
||||
|
Лопатки турбины и гидротрансформаторы |
Удельная прочность материала |
711.0 к 711.0 |
ALMg5 |
||||
|
Броневые плиты |
Ударная вязкость и удельная прочность материала |
От 5083 до 5083 |
ALMg5 |
||||
|
Военные трапы |
Удельная прочность материала |
От 7039 до 7039 |
ALMg5 |
||||
|
Другие виды транспортного оборудования |
|
|
|
||||
|
Требования: |
|
|
|||||
|
Рамы велосипедов и спортивные автомобили |
Сопротивление, усталость и анодирование |
От 6061 до 6061 От 7046 до 7046 |
ALMg5 АL Мg5, |
||||
|
Верхние части и тяжелые сани (для транспортировки грузов) |
Глубокая вытяжка / отпуск и формообразование |
От 1100 до 1100 |
АL 99,5 |
||||
|
Несущие конструкции и каркасы кузовов |
Удельная прочность материала |
От 6061 до 6061 |
ALMg5 |
||||
|
Назначение сварки |
Замечания |
Типичные основные |
Выбор присадочного металла |
||||
|
Выработка электроэнергии, вкл. паровые котлы и сосуды высокого давления. Турбины. |
|
|
|||||
|
Электростанции, ветряные мельницы |
|
|
|
|
|||
|
Требования: |
|
|
|||||
|
Сосуды высокого давления |
Сопротивление |
От 5456 до 5456 |
AL Мg4,5Mn |
|
|||
|
Морские и криогенные резервуары |
Температура и сопротивление |
От 5083 до 5083 |
AL Мg4,5Mn |
|
|||
|
Резервуары для хим. препаратов |
Химические (кислоты), технология производства пищевых продуктов, Н2О2, стойкость к коррозии и сопротивление |
От 1060 до 1060 |
ALSi5 |
|
|||
|
Общий ремонт и обслуживание |
|
|
|
||||
|
Требования: При осуществлении ремонта литейных алюминиевых предметов, в ремонтных мастерских при ремонте алюминиевых предметов, анодированных алюминиевых деталей |
|
|
|
||||
|
Общий ремонт |
Чистый / легированный анодированный Аl, Мn и Мg Al-сплавы, нелегированный алюминий |
N/A N/A все |
АL 99,5 Aluminil 99,5 Aluminil Si5 |
|
|||
Выбор продукции
|
Основные алюминиевые материалы, обозначение сплава, области применения |
||
|
Международная регистрация |
Сплав |
Типичные области применения |
|
1050A, |
AI99.5 |
Панели для резервуаров, используемых в химической и пищевой промышленности, молочной промышленности, |
|
3103 |
AIMn1 |
Здания, теплообменники, кровельный материал |
|
5052, |
AIMg2,5 |
Резервуары, панели кузовов и строительство (контакт с морской водой и воздухом) |
|
5083 |
AIMg4,5Mn |
Судостроение, резервуары и трубы для транспорта жидких газов, броневые плиты |
|
5086 |
AIMg4Mn |
Судостроение, кузова грузовых и легковых автомобилей, |
|
5454 |
AIMg2,7Mn |
Судостроение, кузова грузовых и легковых автомобилей, автомобильная промышленность |
|
6005A |
AIMgSiO, 7 |
Типичная марка для строительных работ: кровля, легкие столбы, трубопроводы |
|
6060, |
AIMgSiO, 5 |
Строительные материалы, окна, двери |
|
6061 |
AIMg1SiCu |
Типичная марка для строительных работ: для конструкций, подвергающихся динамическому напряжению |
|
6082 |
AIMgSi1 |
Производство кузовов грузовых и легковых автомобилей |
|
7020 |
AIZn4,5Mg1 |
Неморские области применения, автомобили, броневые плиты |
|
Присадочные металлы для сварки алюминия |
||||||||
|
№ |
HILCO |
AWS |
DIN |
Werkstoffnr |
|
Применимость |
|
|
|
Дуг. газ. сварка мет. эл-дом в среде защ. газа |
Дуг. газ. cварка мет. эл-дом |
Дуг. газ. сварка вольф. эл-дом |
Ацетил.-кислород. сварка |
|||||
|
1 |
АL 99,5 |
ER 1100 |
SG-ИСКУССТВЕННЫЙ-ИНТЕЛЛЕКТ 99,5 |
3.0259 |
• |
• |
• |
• |
|
2 |
ALSi5 |
ER 4043 |
SG-AISi 5 |
3.2245 |
• |
• |
• |
• |
|
3 |
ALSi12 |
ER 4047 |
SG-AISi 12 |
3.2585 |
• |
• |
• |
• |
|
4 |
ALMg3 |
ER 5754 |
SG-AIMg 3 |
3.3536 |
(•) |
• |
• |
|
|
5 |
АЛ Мg4,5Mn |
ER5183 |
SG-AIMg 4,5 Мn |
3.3548 |
|
• |
• |
|
|
6 |
ALMg5 |
ER 5356 |
SG-AIMg 5 |
3.3556 |
|
• |
• |
|
|
Выбор продукции |
||||||||
|
Основные |
7020 |
6005A, |
5083 |
5086 |
5454 |
5052, |
1050, 1200, |
|
|
1050, |
2 |
6,2 |
6 |
6 |
5,2 |
5,2 |
1 |
|
|
5052, |
5 |
5,2 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
|
|
5454 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
||
|
5086 |
5 |
6 |
6 |
6 |
|
|||
|
5083 |
5 |
6 |
5 |
|
||||
|
6005A, |
5,2 |
6 |
|
Примечания: для сварки сплава 7020 возможно использование присадочного металла Номер 6 вместо Номера 5. |
|
|||
|
7020 |
5 |
|
|
Для обрабатываемых изделий, подвергающихся анодированию, рекомендуется использовать присадочный металл Номер 6. |
|
|||